воскресенье, 31 января 2016 г.

"Поразмышлять" заказывали?.. ;)

"Тварь я дрожащая, или право имею?"
/Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"/



Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, 
но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.
(Роберт Эберхардт. «Царь Питекантроп Последний»)
/Б. Ясенский "Заговор равнодушных"/



  Почти полгода я совсем не читала новостную ленту блогосферы...
А тут..., в связи с недавним своим возвращением, вновь начала это делать... 
- ну, надо же узнать, чем мы тут сейчас живем ;) 
"Быть в теме" и всё такое))

Правда, наверное, надо еще и раскрыть это свое "быть в теме" ;))
В моих подписках не было существенных изменений в плане их урезания с самого моего появления в блогосфере. Хотя.., что уж там скрывать, давно намереваюсь "прополоть" этот список, поскольку в моей новостной ленте постов (и, в целом, блогов), которые меня действительно "цепляют", и вызывают желание открыть их и прочесть с течением времени становится не так уж и много...(( Прям вот даже, надо заметить, интересная закономерность выявляется: подписываюсь на другие блоги с течением времени всё больше и больше, а посты читаю всё меньше и меньше. Основания, по которым я всё же читаю посты других жильцов блогосферы, сейчас раскрывать не буду. Хотя косвенное отношение к тому, о чем пойдет речь дальше, всё-таки, конечно, имеет... Но это - не суть. Так как сегодня хочется порассуждать о частности...
Итак, возвращаясь к моему ощущению "быть в теме"...)
Просматривая новости, и заглядывая к другим в гости, самое главное, что я всегда ищу в тексте - это Человека. Не чужие работы, которыми "можно будет вдохновиться" (у меня иные источники вдохновения), не мастер-классы, по которым можно будет сваять что-то новое (увы, но особо нового ничего и не встречается, а всё новое - либо хорошо забытое старое, либо взятое из других сфер искусств), не жизнь и творчество супер-Звезд скрапа (вообще даже не всех знаю, в связи с чем бывают курьезные ситуации, когда в силу незнания этих самых "Богинь скрапа" я не только ниц не пала, но еще и - о ужас! - комментарий какой-то без лести высказала, после чего "свита" мне и рассказывает свод правил обращения к Ее Высочеству, и вообще всякие разности из серии "Постеснялась бы!"), не модные веяния, направления, не материалы, инструменты и прочее. Человека в постах ищу: живого, настоящего, чувствующего, думающего, старающегося... Вот их, да, читать ооочень люблю )
Впрочем, как уже было сказано выше, читаю не только подобные "жемчужины"..) Разное читаю )
Ну, и, конечно, читаю достаточно много не персональных, а именно челлендж-блогов. Чтобы опять-таки "быть в теме" )

Комментарии я раньше оставляла намного охотнее. Увидела, возникли какие-то мысли, захотелось обратиться к автору поста с диалогом - написала.
Но очень быстро заметила специфическую особенность реагирования на комментарии. Восторженные комментарии-комплименты воспринимаются положительно. Но стоит хотя бы минимально внести в комментарий нотки критических замечаний - всё.., караул! - тут же заклюют...
Причем, что удивительно, это сделает даже не сам автор - они-то, кстати, в большинстве своем вступают в конструктивный диалог (видимо, более явно понимая, что критика высказана именно конструктивная, и с советом, что можно сделать, чтобы в будущем этого не повторялось)... Зато "сочувствующая свита" - ооо!.. - чего только можно ни увидеть потом в свой адрес таких вот "защитников" художника, которого "обидеть может каждый"...

Первоначально у меня подобного рода "защиты" вызывали замешательство и недоумение: было искренне непонятно, в чем суть нападок из серии "сам - дурак; а художник наш, хоть и криворукий, но душка, поэтому - руки прочь". Вроде бы и на художника-то вашего никто не покушался, вроде бы и замечания все исключительно по существу, и форма этих замечаний выбрана максимально деликатная и корректная, и более того, доброжелательная и подбадривающая. А тем не менее, ведро нечистот на голову выливают...((

В конечном итоге я пришла к мысли "Да делайте вы что хотите - вам ведь самим позориться!"... И перестала оставлять комментарии, даже если и видела что-то крайне вопиющее... В конце концов, если остальные "зрители" довольны, то..., ну, и путь "кушают", чем их потчуют... Не в моих силах у всех и каждого развивать чувство прекрасного )) Да и на то, что я сама - эталон вкуса, я, в общем-то, тоже не претендую...)))
Впрочем, на художественную ценность произведений я никогда и не покушалась, все мои комментарии всегда касались лишь качества исполнения: аккуратности, техничности, продуманности... Но вместе с тем я искренне считаю, что некачественно сделанная работа по факту не может считаться и красивой... Так что...

Ну, в общем.., перестала я оставлять комментарии... - приняла навязываемую позицию "проходя мимо - проходите".

Но данное мое смирение было связано лишь с персональными работами, которые сделал человек, явил миру - и счастлив. Ну, и ладно... Пусть и дальше делает, как может, если не нужны конструктивные советы относительно того, что можно улучшить... Пусть.

Но вот некачественные работы, которые демонстрировались в МК, к ним внутреннее отношение неприятия всё-таки осталось. И я даже не стараюсь его в себе перебороть-перевоспитать-и уж тем более подавить.
Потому что... Потому что я нормально отношусь к разного рода "недо-", когда человек делает что-то просто потому, что он это делает. На каком бы уровне мастерства не находился тот или иной человек, всегда есть планка, к которой можно стремиться, чтобы быть еще выше. Поэтому оценивать чью-либо работу с позиции категорий "хорошо" / "плохо" - не оцениваю. 
Но!!! Если человек заявляет свою работу, как "учебный материал", как "наглядный образец", то вот тут, да, во мне включается желание увидеть в учителе Учителя, а не "тяп-ляп--сделаю,--мастер-классом--назову,--и--буду--тешить--самолюбие". Вот такая позиция подобных "аФФторов" МК меня действительно удручает...
Потому что искренне считаю: хочешь кого-то учить, будь добр, соответствуй этому высокому статусу - будь лучшим из лучших! 
Этих взглядов я придерживаюсь, естественно, не только в блогосфере. Данное мировоззрение составляет часть моей общей жизни. Но в блогосфере меня халтура тревожит особенно по той причине, что все мы тут стремимся к тому, чтобы созданные нами творения вызывали у других людей чувство эстетического удовольствия. И, даже если автор уже давным-давно перешел на конвейерное производство и делает однотипные работы для продаж; тем не менее даже эти авторы, если они уважают и самих себя и своих покупателей, всё равно стремятся к тому, чтобы этот самый покупатель в конечном итоге сказал им: "Превосходно!". Ну, так и давайте, делать работы красивыми, а не под лозунгом "знаю, что корявенько, могу и лучше, но и так сойдет".

"Что это вдруг заговорила на эту тему?", - спросите вы... ) Да всё элементарно!)) - видимо, полгода отсутствия тренировки навыка "проходите мимо" дали о себе знать, и на днях, увидев в одном из МК такую вот "халтурку", оставила комментарий относительно того, что можно было бы улучшить в работе, чтобы она смотрелась более качественной.

И понеслось!.. )))
Вновь начиталась о себе "интересных характеристик"...)

Сначала, "как заново", расстроилась, что так неадекватно отреагировали на стремление по сути-то своей положительное - помочь!
Потом вспомнила "годы тренировки" и сказала себе: "Ната, забей!". "Забила"...) Но, как видите, не до конца))
Ну, просто... Просто потому что я всё-таки не могу смириться с тем, что "надо молчать", потому что делать замечания "невежливо". Но, с другой стороны, а кто сказал, что учить некрасивому - вежливо?!.. И почему все должны молчать, когда король, как в сказке, действительно "голый"?!!
Зачем этим псевдо-вежливым молчанием плодить ущербность и недоработку создаваемых работ?
Нужна ли такая "тактичность"? Лично я ее считаю именно псевдо-тактичностью, которая ложна по своей сути, и создает у человека лишь иллюзию того, что он - уже хорош, и к лучшему результату можно не стремиться. Это - во-первых. 
И, во-вторых, оставаясь в данном неведении человек продолжает "творить" свои безвкусности и, по большому счету, захламлять окружающее пространство.
Но.., может, я, действительно, заблуждаюсь в своих воззрениях... И действительно надо всех холить, лелеять и ни в коем случае не критиковать, иначе можно "подорвать хрупкую веру в свои творческие способности" у того или иного автора?.. А ведь он мог бы когда-нибудь - огого! - каким великим творцом стать... ;) Впрочем, да, это - ирония )

Не есть ли эта самая псевдо-вежливость банальным проявлением равнодушия?..

Собственно, по этой самой причине я и привела в начале поста две цитаты...

С одной стороны, да... Вежливость, тактичность - качества, конечно, благородные. И, конечно, обязательно найдутся такие, кто скажет пресловутую фразу "А судьи кто?", являя под ней раскольничьи терзания про "тварь дрожащую"... ;) Нету ведь мерила того, что такое "красиво", следовательно, никто не имеет права говорить, что кто-то делает что-то некрасиво. Да даже если бы оно и было, то "говорить другому человеку, что он в чем-то плох, - это безнравственно". А мы ведь тут все исключительно воспитанные и высоко-нравственные человеки...)
Но это - только с одной стороны.

Потому что есть и вторая сторона - замалчивание проблемы. Если человеку внушать, что он - уже молодец, то, во-первых, как минимум, у него самого понизится уровень стремления расти дальше, а, во-вторых, потребитель (во всех смыслах этого слова) будет иметь работы крайне низкого уровня (как с точки зрения общего замысла, так и с точки зрения его технического воплощения). Ну, просто не будет работать "естественный отбор": наряду с отличными мастерами будут оставаться и посредственности. А, если вспомнить про кривую Гауса (то бишь про закон "нормального распределения"), то настоящих мастеров в общей массе скрап-творящих будет крайне и крайне мало, зато посредственности и серости будет 90% от общего количества тех, кто творит в этой сфере. И искать этих истинных "самородков" будет ой как сложно!.. Следовательно, рост эстетизма будет крайне замедлен...
Так что тот факт, что скраперов становится всё больше и больше выгоден отнюдь не потребителю их творений. И даже самим скраперам этот рост их количества не выгоден.
Тотальное убеждение всех и вся в том, что "творить может каждый" выгодно лишь продавцам скрап-товаров и услуг. И собственно всё... - чистый маркетинг и никакого мошенничества ;))

А потому возникает закономерный вопрос: 
а зачем нужно молчать, если видишь какую-то недоработку?.. 
Ведь именно "с молчаливого согласия"... см. выше ;)

16 комментариев:

  1. Наташа, люблю-люблю тебя читать!
    "...а зачем нужно молчать?..." А кто его знает? Зачем выкладывать свои работы? что бы кто-то что-то сказал, "полюбому"!) а не нравится - удаляйте комментарии)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоже, Лен, считаю, что раз человек выложил свою работу, то, так или иначе, но он явил ее "на суд"..., а, следовательно должен быть готов к тому, что степень "вердикта" у разных людей может носить абсолютно разные вариации: от крайнего приятия до крайнего неприятия.
      Однако удаление комментариев для самого автора проблему уязвленного самолюбия не решает. Так как для него лично всё равно будет получаться ощущение из серии "ложечки нашлись, но осадок остался".
      Дело-то, как я понимаю, в том, что есть желание, чтобы с критическими замечаниями вообще не обращались...

      Удалить
  2. Чего -то сегодня умен планшет криво грузит: читаю с главной страницы, все замечательно, захожу в пост, половины текста не вижу((. Поэтому если в комменте будут ошибки, извини, набираю почти вслепую. Все правильно сказала, сейчас скрапновичков прибыло и не у всех адекватное восприятие критики и своих творений. Покупателю нужно подешевле, поэтом и оправдываем свои кривые строчки "за такую цену и так сойдет".. Но это уже дело покупателя, брать или не брать. А вот когда с таким изделием МК выкладывают с претензией на уникальность, это уже ни в какие рамки не укладывается. СКинь ссылку, схожу гляну что там такое выложили и написали. Я сейчас. Оже редко чего бумажное делаю да и в блоги редко захожу, только, если заголовок зацепит

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, нет, Галя, обойдемся без ссылок )))
      Дело-то ведь не в каком-то конкретном блоге или личности.
      Дело - в общем явлении. Просто действительно не знаю, как реагировать. Высказываешь критику, говорят, что ведешь себя неправильно. Не высказываешь и оставляешь, как есть, совесть говорит, что ведешь себя неправильно. Пока всё-таки доверяю своей совести, а не "гласу народа" ))

      Удалить
  3. Ой, Наташ, ты прям в точку. Столько развелось МК, которые ничего нового и интересного являют миру скрапбукинга. Так, лишь бы сделать МК. Сейчас, по-моему, уже давно есть основные МК. Зачем делать мастер-класс типа "как сделать конкретно эту открытку"?
    Да и работы действительно выкладываем в блоги, чтобы нас и похвалили, но и ждешь конструктивной критики. Чего обижаться? Лучше намотай на ус и работай над собой и своим мастерством.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Валя, солидарна с каждым твоим словом )

      Удалить
  4. Наташа,привет! Как всегда с интересом тебя читаю!
    Я тоже люблю блоги больше за то,что можно почитать о жизни других скраперов:),а не смотреть галереею чужих работ.
    Сама не умею открыто писать о себе,свои размышления...
    Может от того, что читателей у меня немного и я думаю это мало кому интересно.
    По поводу маркетинга с тобой полностью согласна.Есть челлендж-блоги,который требуют от своих дизайнеров по нескольку МК в месяц,вот и высасывают они из пальца...
    Блогам нужна реклама,вот и пестрят они в лентах.
    По поводу критики у себя всегда пишу- готова к конструктивной критике.Критикуют редко.Пишут приятные слова,а реально если что то не так- ни слова.
    В СП записываюсь ради дисциплины -сроки подстегивают:)
    Сама не критикую,во-первых опыта и знаний маловато,а во-вторых в блогосфере,как я поняла,принято писать только хорошее.И с виду все так прекрасно,мило:))
    А если кто то посмел написать нелестно - такие эмоции начинаю кипеть...
    Честно,стараюсь пройти мимо- в жизни хватает негатива.
    Наташа, а тебя люблю за открытость и неординарность.
    За твои размышления,не пропадай.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Аня.., негатива из блогосферы действительно не хочется.
      Но конструктивную критику работ никогда, как негатив, не рассматриваю. Наоборот, как мне кажется, это - дополнительный повод что-то исправить у себя, а, значит, получить еще более хороший результат, и, как следствие, еще больше положительных эмоций.
      Но... отнюдь не все придерживаются такого же мнения, как мое, касаемо критики...)
      Поэтому, дабы не стрессировать ни себя ни других, действительно, лучше хорошенько взвесить все "за" и "против", предугадать, как человек будет на критику реагировать, и уже исходя их этого и принимать решение: писать или не писать.

      Удалить
  5. О размышления мы заказывали :). Вот умеешь ты на злобу дня. Прям сейчас своим поделюсь: подписана в инсте на девочку, она не очень давно в скрапе, очень неплохой уровень работ, причем сразу коммерческий скрап, то есть малышовые работы, хорошие не дешевые коллекции, все оч аккуратно и добротно, шедевров творческой мысли там нет конечно, но она к ним и не стремиться, делает на продажу. И тут она написала статью типа 10 советов новичкам, на мой личный взгляд оч толково, но в силу молодости категорично и смело. Мама дорогая, что тут началось! На нее вылились такое количество негатива! Вот чем меня бесит прям скрап -блогосфера это каким то негласным правилам или хорошо или никак :)), раздражает потому что прекрасно понимаешь что если бы кто то сказал про мою работу дельный критический комментарий, он бы мне помог больше, чем 10 дежурных "прелестная страничка". Почему это негласное правило завелось - не знаю, все с такой тонкой душевной организацией что ли?
    А вот с МК я с тобой согласна, я бы тоже не удержалась и написала, ну потому что ж люди другие смотрят и думают, что тк и надо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ..))) Марина, спасибо, насмешила))) Своей "тонкой душевной организацией" по поводу "или хорошо или никак". Такой пиетет получается, что, и правда, как к покойникам прям))))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Наталья! Не могу молчать, поэтому сегодня я с комментарием. Да, вот вас всегда интересно читать - умеете вы и интересно писать и степень открытости такова, что вам действительно веришь!

    ОтветитьУдалить
  7. Что касается всего остального. В действительности для себя не решила, как надо вести себя, когда видишь, как человек халтурит! Первое, что я чувствую - МНЕ стыдно за его халтуру. Это касается и готовой работы (ну здесь мне ничего не мешает от нее отказаться)и многочисленных мастер классов в блогах и на новомодных вебинарах. Думаю, что эти люди сами загоняют себя в угол - это билет в один конец. Я так понимаю, что "звездные" мастерицы ударились в проведение платных он-лайн курсов и вот теперь все кому не лень тоже пытаются показывать свое мастерство (на деле его отсутствие)не имея даже элементарных профессиональных инструментов. Поймите меня правильно, я совсем не считаю, что качественную работу можно сделать имея в запасе комнату с инструментами и с материалами. Совсем нет. Но если уж ты принял решение кого-то учить, то будь добр сделай не 2-3 альбома=блокнота=страничек, а хотя бы десятка два. Это будет видно сразу. Ну тем кто в скрап уже окунулся, а не совсем новичкам. В общем, скажу честно, мне этих горе-мастериц просто жалко. Я прохожу мимо, чтобы не смотреть им в глаза.

    ОтветитьУдалить
  8. С другой стороны была свидетелем (кстати на вебинаре), когда при проведении мастер класса одна "звездная" мастерица достала свой арсенал баночек и многие в чате взорвались недовольством по поводу того, что а зачем так много, а что нельзя сделать из того что есть, мол и так уже всего достаточно. Так что, не знаю. Приведя пример с нормального распределения, ВЫ сами ответили на вопрос. Средний уровень настолько не высокий, что "самородки" то там, то там всплывают...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо большое за Ваше мнение! Согласна со всем, что Вы написали. И самое главное мое согласие, это как раз по поводу переживания чувства стыда за чужую работу. Вот именно по этой причине и не хочется всё-таки просто проходить мимо и молчать, когда работа действительно сделана халтурно. Потому что от творческого вклада каждого из нас зависит то, какое, в целом, мнением складывается у окружающих, являющихся лишь ценителями и зрителями. И лично мне самой отнюдь не хочется краснеть за то, что кто-то другой, занимаясь такой же деятельностью, как я, делает ее спустя рукава, а меня и всех остальных обыватель судит именно на основе впечатления, полученного от этой халтурки...
      Так что.., как бы нервотрепно это не было, но лично я всё равно буду писать свое мнение, когда буду видеть что-то совсем уж неподобающее.
      Потому что... Ну, просто потому что мы, в целом, в ответе за общую скрап-культуру и качество работ. Так что, если человек находит для себя возможным делать ее заведомо плохо, то он подставляет этим не только самого себя, но и всех. Так почему же мы в таком случае не имеем право указать ему на его неподобающее поведение и отношение к качеству своих работ?!.. Будем молчать, качество будет падать еще больше и больше. Будем отмечать недостатки, глядишь, в следующий раз человек сначала задумается: а стоит ли халтурить, или всё-таки постараться и сделать хорошо.

      Удалить
    2. P.S. ...и да.., можно ведь на "ты" ;)

      Удалить