вторник, 9 декабря 2014 г.

Реквием, или Вечер красивых ужасов

В прошлую пятницу вновь ходила в "Синему". Смотрела фильм "Носферату - Симфония ужаса". В принципе, к такому жанру, как ужасы, я отношусь достаточно спокойно (не манит он меня к просмотру). Хотя, например, в подростковом возрасте, как, наверное, и многие, я ими засматривалась. А потом... как отрезало. 
Гы :))) Слово "отрезало" в контексте разговоров о фильмах ужасов звучит несколько двусмысленно ;)))
Однако, не смотря на свое нейтральное нынешнее отношение к данному жанру, увидев на днях  в афише своего любимого кинозала "Синемы" фильм "Носферату" 1921 г. (режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау), решила, что ретро-ужасы вполне достойный способ встряхнуть нервную систему и пощекотать нервные окончания... ))) Ну, и, плюс, просто культурно просветиться, так как фильм этот мне раньше был знаком только по описанию, но непосредственно смотреть - не смотрела. А он, как никак - признанная классика...
Причем, вот знаете, если уж сравнивать ретро-жутики и жутики современные, то последние, не смотря эффект выраженной реалистичности, кучи спецэффектов и прочих современных кинематографических примочек, проигрывают "старичкам" в плане ощущений. Эти ощущения более... тонкие, невесомые, укутывающие тебя, как вуаль, но тем не менее сильные и неразрываемые.
Всё-таки именно эффект саспенса (в создании которого признанным королем был, конечно, Альфред Хичкок) - художественный эффект погружения зрителя в тревожное ожидание, предчувствие чего-то ужасного, томительное беспокойство - именно он являет собой квинтэссенцию способов создания атмосферы в данном жанре (а не современные морекровигорытрупов).

В общем два часа неразбавленного, но в то же время "винтажного" адреналина при просмотре этого фильма вам обеспечено ;)

носферату


А еще... Еще я люблю именно ретро-фильмы за то, что они очень красивы именно в композиционном отношении. Каждый кадр, в силу того, что в руках кино-художника была только палитра монохрома, простраивался невероятно выразительно, дабы сочетание белого и черного, а также их взаимные переходы друг в друга несли не только смысловую нагрузку (что показывают), но и эстетическую (как показывают).

Не могу назвать себя большим знатоком современного фестивального некоммерческого кино, поэтому, отдаю себе отчет в том, что, наверное, и современные режиссеры снимают фильмы, красивые именно с точки зрения композиции и свето-тени в кадре, но я их просто не видела.  Но вот так, именно навскидку, назвать красивые фильмы последних лет/десятилетий я не могу. Однако, из последних кинолент именно в плане красивой игры черного с белым запомнился нашумевший фильм "Трудно быть Богом", созданию которого Алексей Герман посвятил свои закатные почти пятнадцать лет жизни, и который в этом году, уже после смерти Германа, всё-таки вышел на экраны. В целом, результат фильма спорный. Для тех, кто не знаком с произведением Стругацких, легшим в основу этой ленты, сразу понять сюжетную канву достаточно сложно (может быть, даже вовсе невозможно). Да и какая-либо мораль в фильме прослеживается... слабо. Содержание книги не раскрыто. Так что с этой точки зрения фильм мне не понравился. ...Ну, просто потому что являет собой какой-то вырванный из общего контекста набор дикой и невыносимой беспросветности, ничему не научающей зрителя, не призывающим к каким-либо нравственно-этическим размышлениям.
Но!.. С точки зрения визуальной работы, на мой личный взгляд, съемка действительно шедевральна. Если абстрагироваться от того, что почти три с половиной часа приходится лицезреть разного рода... ммм... назовем это деликатным словом "ню" :)))... Так вот если абстрагироваться именно от того, ЧТО мы видим, и сосредоточиться на том, КАК это показано: как создана черно-белая цветовая гамма этого фильма, то эстетическое удовлетворение получить можно. Оно специцическое.., но есть. В общем-то, лично я получила от просмотра фильма именно его.
Захочу ли когда-нибудь пересмотреть?.. Вряд ли. Но то, что я его запомнила - факт.

алексей герман

Ну, и в продолжение темы гнетущей атмосферы (что называется "до кучи" :)))) вспомнился еще один фильм, от которого мурашки устраивают хаотичную гонку по всему телу...
Вообще-то ассоциативный путь, учитывая выше изложенные примеры, нельзя назвать прямым. Просто дело в том, что всё совпало именно в пятницу :)))
...на днях один человек напомнил мне про Людвига ван Бетховена. И я включила себе подборку его произведений.
В какой-то момент заиграл "Реквием"...
Каждый раз мороз по коже проходит, когда ее слышу. И сама по себе невероятно сильная композиция. И, плюс, еще подкрепленная впечатлениями от просмотра фильма "Реквием по мечте" режиссера Даррена Аронофски, где она положена в основу саундтрека к фильму.
 

Смотрела я его лет, наверное, десять назад (впрочем, сам фильм достаточно молод, если брать во внимание кинематографические мерки - снят был в 2000 году). Но даже не смотря на то, что прошли уже годы и годы после его просмотра, одни только воспоминания оживляют во мне всю ту гамму эмоций, которые переживались при его лицезрении. По-настоящему страшный фильм. Особенно, если переложить его на реалии нашей жизни... Страшно за людей, страшно за общество, страшно за мир. Страшно думать, куда этот самый мир катится, и появится ли когда-нибудь радуга после всех тех бурь, которые мир, в целом, и отдельно взятые люди, переживают. 
Очень хочется верить в хорошее... Отчаянно хочется верить... Но именно этот фильм своей атмосферой веру задвигает в дальний-дальний темный-темный чулан.., да еще и под замок!

...Ну и просится "вишенка" на "торт". 
Изначально не планировала, но в процессе написания поста, решила, что всё-таки расскажу еще об одном фильме ;)
И четвертым фильмом в этом обзоре, которые брезгливым, нервным и несовершеннолетним смотреть запрещено, будет фильм под знаковым названием "Четверки", снятый Ильей Хржановским в 2004 году по сценарию Владимира Сорокина. Этот фильм, как и последние два из описанных здесь, к жанру ужасов не относится. Но кровь в жилах стыть заставляет. Он сочетает в себе элементы детектива, мистики и драмы, но, если примерить его на реальную жизнь, то, безусловно, кроме патетического восклицания "Ужас какой!.." мало что вызывает... Такой же физиологический беспредел, как у Германа, и такой же беспросветный нигилизм, как у Аронофски.
В одном из интервью Илья Хржановский так глаголет о своем детище:
"Я старался заложить и максимально отстроить для себя возможность пробиться к зрителю, что непросто. Мы сегодня очень закрыты. Научились дистанцироваться, готовы сопереживать... комфортно. Не тратиться. Не хотим, чтобы в нас "попали". Сильные эмоции готовы испытывать, а сильные чувства — нет. Сильное чувство может изменить нашу жизнь. Оно ведет, тащит. А эмоция, даже мощная, — всего лишь экстремальный спорт, выброс адреналина. Неготовность тратиться и есть признак клонированного сознания, превращения человека в живое мясо".

В целом, фильмы дикие, страшные, выносящие мозг полным обнажением всей неприглядности человеческих пороков, вспарывающие нарывы экзистенциальных мук... Но!..
Именно поэтому они и заставляют собирать в себе последние силы и по возможности максимально беречь то прекрасное, чистое и доброе, что есть вокруг. 

Не могу сказать, что всем рекомендую их. Наоборот. Эти фильмы совсем не из категории "для семейного просмотра". Про ограничения по возрасту уже написала выше (старше 18 лет). Но и внутриличностные ограничения тоже могут быть... Для их просмотра нужна немалая доля силы, выдержки и готовности видеть мир без прикрас. Так что, повторяюсь, трепетным натурам смотреть запрещено. Но, если всё-таки созреете, то, уверена, поразмыслить о жизни и месте человека в жизни эти три последних фильма вас уж точно заставят...

В общем, в пятницу (хоть она и не была 13-м числом), 
но у меня состоялся вечер ужасов 
(и жанровых, и социальных, и психологических)... 

Так что... пойду теперь - для гармонии - жизнеутверждающий мультик посмотрю ;)))
Добра вам всем!

2 комментария:

  1. и про жизнеутверждающий мультик расскажи, а то запугала прям ужастиками :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, "Вверх", например )))
      Хотя, если и к нему "придираться", то злодей - особо и не злодей, а жертва ПТСР.., которому помочь надо было, а не выбрасывать его... )

      Удалить