воскресенье, 16 ноября 2014 г.

С Днем рукодельницы, или Благородный бамбук

Своим предыдущим постом сообщила, что снова с вами. А потом фактически опять ушла в затишье... ))) Но будьте спокойны, со мной всё в порядке. Я действительно и в мыслях и в реальности творю. Просто так совпало, что на продолжительное время пришлось уехать в командировку - вот я и молчу. А так, мыслями - я с вами! )))
Как раз сегодня вернулась. И надо же такому случиться - возвращение совпало именно с Днем рукодельницы. Так что не могу себе позволить сегодня продолжать молчать, а желаю от души поздравить всех вас с тем, что в жизни есть такое удивительное и невероятное состояние, как творчество! Поздравляю как самих творцов, так и их ценителей с тем, что человеку дано видеть прекрасное, вдохновляться и создавать свои маленькие или большие, пробные или шедевральные, но каждый раз - творения! Пусть Муза всегда держит вас за руку и будет вашим лучшим другом! Давайте делать этот мир чуточку красивее!

Ну, а чтобы в очередной раз не писать пост только из букв :))), решила показать вам сегодня блокнот. Этот блокнот я делала для одной из своих ПИФочек - Оли Бутримовой. Олю безусловно могу персонально поздравить с Днем рукодельницы, потому что она - не просто творит, а творит еще и в разных направлениях. А, учитывая то, что творит еще и красиво, то звание Рукодельницы, заслуживает однозначно! )))
Первоначально, когда мы с ней обговаривали, что будем дарить друг другу, Оля попросила сделать для нее блокнот. Причем, единственная информация о его предназначении была изложена для меня только в том, что использоваться он будет для записей своих личных жизненных размышления - этакий блокнот-дневник. А что касается каких-либо предпочтений в непосредственном оформлении - тут мне была дана полнейшая свобода.
Однако свобода творчества "для" кого-то, как мы все знаем, - дама коварная... ))) Ведь, создавая что-то для другого человека, мы всегда хотим, чтобы наше творение человеку понравилось. А когда нет никаких подсказок, что бы человек предпочел получить, то действовать начинаешь не столько в рамках "свободы", сколько - "на свой риск и страх". Ну, вот и начала )))
Как в общем-то и все мои подобные подарки, создавался блокнот долго - при замысле много раз меняла его тематическую концепцию, в процессе непосредственного создания - тоже немало претерпел он планов по поводу того, что, из чего и как сделать. Но в итоге он был создан. Уже даже давным давно отправлен, получен, и не смотря на мои тревоги и опасания, принят очень восторженно. Ну а сегодня решила представить его и на ваш суд.


В основе оформления обложки - бамбуковый коврик (макису).

Подвесочка - символ Инь и Ян.

Для форзацев использовала скрап-бумагу с иероглифами. Одно только плохо: изготовители бумаги не написали, что за иероглифы здесь изображены, а до японистов своих знакомых "добраться" и показать им эту бумагу, чтоб они определили, японские ли это вообще иероглифы, и что же именно они означают, - увы не удалось. А для меня они идентификации с какими-то словами вообще никакой не имеют, являются только графикой... Так что, смысловое содержание форзацев остается исключительно на совести производителей этой скрап-бумаги :)))




Штампы на разворотах - с японской тематикой. Сами листы - окрашены посредством кофе.  Оля сама пожелала, чтоб листы были именно состарены посредством кофе, но сообщила, что всякого рода потеки, капли и темные края - ей не нравятся. Поэтому красила их исключительно аккуратно.

Спинка - абсолютный минимализм, приветствующийся в японской культуре.


Да, вот так вот, возможно, и неожиданно, но обложку блокноту я решила сделать черного цвета. Честно скажу, хоть для самой себя мне все идеи в блокноте (в том числе и много черного цвета) нравились, и хоть Оля и писала мне изначально, что особых цветовых предпочтений у нее нет, и все цвета ей приятны и интересны, но... тревога на счет того, а поймет ли она мой посыл - оставалась. Ну, просто потому, что в нашей культуре к черному цвету отношение неоднозначное. Ассоциации в нашей культуре с черным цветом не являются позитивными. Тем не менее, учитывая, что блокнот я хотела сделать на японскую тему, с вышиванием японских иероглифов, означающих те или иные состояния, то и символизм цвета мне хотелось задействовать именно японский. А в Японии черный цвет, в отличие от нашей культуры, напротив, означает цвет радости, а также означает благородство и опыт.

Вообще, само восприятие цвета в Японии, отношение японцев к цвету - совершенно иное, нежели в западной культуре. Там даже представление о цвете выражается иначе.
Например, в японском языке есть только четыре понятия, истинно обозначающие цвет, - это: черный, белый, синий и красный. Названия всех остальных цветов формируются по "описательному" признаку: цвет молодого бамбука, цвет чая, цвет фиолетового ириса и т.п.

Даже теория цвета у них несколько отличается от привычной нам и нашедшей наглядное представление в круге Итона. В японской культуре цвет принято разлагать так:

картинка взята с просторов Интернета

С учетом изначального сообщения мне о том, что в блокноте будут записываться личные размышления, как философского так и психологического характера, сам блокнот мне тоже хотелось сделать в русле философии, заключив в него еще и посыл-пожелание, - посредством вышитых четырех иероглифов, обозначающих гармонию, мудрость, истину, счастье. В общем-то это именно то, чего мне бы хотелось, чтобы в конечном итоге Оля достигла (ну, или в какой-то мере приблизилась), пользуясь блокнотом и ведя в нем свои записи. Выбрала именно эти состояния уже исходя из личных представлений о том, что являет собой высшее состояние человека. На мой взгляд, это - именно гармония: с самим собой и с окружающим миром. Ну, а для того, чтобы прийти к состоянию Гармонии, как мне кажется, нужно сначала достигнуть Мудрости, которая позволит понять Истину, вот тогда и настанет состояние чистого Счастья. В общем, блокнот получился своего рода квинтэссенцией моего понимания места Человека в этом мире... ;)))

Нашла нужные для реализации замысла иероглифы, сделала из них схемы для вышивания. Вышила их. А затем начался процесс самого сложного - как же эти посылы-пожелания облечь в физическую форму блокнота. В результате неоднократных изменений замыслов, в конечном итоге, пришла к тому, к чему пришла, и к тому, что и сотворила.

Ну, а черный цвет... - с чего собственно и начала - он стал неотъемлемой частью воплощения замысла - постижение опыта, достижение состояния благородства, духовный рост и самосовершенствование.
Да и вырубка бамбука - тоже не случайна здесь. Узлы бамбука в японской символике являют собой ступени на пути к высшему познанию. Сам же по себе бамбук олицетворяет такие качества как стойкость, благородство и изящество.
В общем, очень всё получилось в нем символично... 

А ведь первоначально просто хотела подобрать для разворотов какие-нибудь хокку. Прочла сборник хокку Мацуо Бассё, потом перешла на других мастеров японской поэзии, погрузилась в саму философию хокку... В общем, длительность создания была обусловлена еще и изучением японской культуры и японской поэзии. Вот так одна задача - сделать блокнот-дневник - сподвигла меня на постижение целого пласта новых знаний и заинтересованности )))

Оля пост не писала, но блокнот ею получен. 
Ну, а ее слова всё-таки стали для меня подтверждением, что старалась не напрасно )))


18 комментариев:

  1. Наташа, как это замечательно! Пытаясь подарить другому человеку радость, открываешь для себя целый пласт взглядов, представлений. Я сама не терплю легковесного отношения к вопросам культурных ценностей:) и блокнот красивый

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя!
      Новое действительно можно открывать всегда и во всем - было бы желание... )

      Удалить
  2. сказать - изумительно! - это ничего не сказать. Это что-то такое, чему не сразу и слова найду... у меня просто перехватило дыхание... шедевр! Настоящий шедевр! Невероятно, как ты все это смогла воплотить! И хоть подарок другому человеку - не могу не сказать тебе тоже спасибо: за те эмоции и тот восторг, который возникает, когда я разглядываю этот блокнот!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Элиза!.. ))), спасибо тебе!!! Прям, покрылась румянцем ;)))

      Удалить
  3. Наталь,тонкая работа,стильная!!! А описания!!! Как здорово ты обо всем написала! Думаю,Оле блокнот будет приносить радость и вдохновение!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо! Рада, что понравился не только блокнот, но и буквы ))) А то иногда я думаю, а надо ли столько много писать?..

      Удалить
  4. Наташа, какой классный блокнот!!!! Потрясный!!!!! Я обожаю, когда мне удается узнавать что-то новое!!! Начинаешь заниматься одним, а тебя увлекает в ту область о которой ты даже понятия не имела!!!! Я всегда радуюсь такой возможности!!!! Спасибо за описание :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ай, спасибо, Маша!!! ))) Рада, что понравился.
      А познание нового - это да!.. Причем, что самое забавное, именно погружение в рукоделие начало меня заводить в такие области, на которые без рукоделия я вряд ли вышла бы :))) Так что творчество оно вообще в целом носит развивающий характер )

      Удалить
  5. Ответы
    1. Ой, Катюша, вот так вот в двух словах - но прям бальзам на душу )))
      Спасибо тебе!!! )

      Удалить
  6. здорово вышло! поздравляю тебя с праздником!!!! ТЫ ого-го!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, мы все - ого-го!!! ;)
      Спасибо тебе!!! )

      Удалить
  7. Наташа, блокнот получился изумительный. Я вот блокноты пока не делала ни разу. На твой посмотрела и ручки зачесались

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валя! )
      Попробуй и сама сделать!.. Очень занятный процесс )

      Удалить
  8. Ничего себе!!! Вот это глубина!!!
    Ты прям гуру подготовки и реализации!
    Наташа, очень понравился блокнот! Интересно применение коврика, бамбук на нем... И вышитые иероглифы поразили! И... такое внимательное отношение к получателю! УХ!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Ира, вот так эпитеты!!! ))) Спасибо за такую лестную оценку моих трудов - не буду таить, мне приятно )))

      Удалить
  9. Люблю бамбук! блокнот понравился! идея замечательная!

    ОтветитьУдалить