пятница, 20 декабря 2013 г.

Обратная связь от заказчиков

Доброго всем времени суток, мои хорошие!

Потянуло меня сегодня поразмышлять на тему "Что такое "отзыв" в рукодельном мире? И как бороться с желанием его получить?". Да, немножко, на первый взгляд странная тема для размышлений ))), но, как показало блоггер-пространство, достаточно актуальная в настоящее время. Уже не первый раз сталкиваюсь с постами рукодельниц, красной линией в которых значится идея: "Ай, мне не дали никакого отзыва на мою работу!!! /// Сказали "Спасибо" и всё!!! /// Забрали с постным выражением лица /// и т.д. и т.п. - "..., а я так старалась!".

И пишут такие посты, как ни странно, ни новички, которым, наверное, действительно, положительная оценка их работ в начале рукотворного пути важна, как воздух. Пишут их те рукодельницы, которые уже, что называется "состоялись" как мастера, имеют признание в рукодельном мире, их работы от соратников всегда пестрят кучей позитивных комментариев. Но в них всё равно что-то прорывается... (((

И вот интересно, откуда же "ноги растут" у подобной тяги к получению оценки?.. И обидам и негодованиям, возникающим в тех случаях, когда оценок получено не было?.. 
Ведь, причин, по которым могут не давать отзывы, на самом-то деле может быть огромное количество, начиная от банального "мне это - по-барабану, но мой близкий родной человек от этого фанатеет, поэтому решил заказать именно такой подарок" до "бли-и-и-ин, как же красиво и здорово, но я совершенно не умею рассказывать о своих чувствах" или даже "бли-и-и-ин, как же здорово, но не буду говорить, чтобы в будущем цену не подняли". Или даже просто - "эх, так хотелось бы рассказать мастеру о своих чувствах, вызываемых работой, но у меня нет его координат, потому что эту вещь мне подарили /// электронный адрес забылся /// визитка потерялась" /// и т.д. и т.п.
Ну, правда же, вариантов, почему человек не высказал каких-либо восторженных отзывов может быть масса. И они далеко не всегда могут означать, что работа не понравилась. Но почему-то мысли возникают у мастериц именно такие. Плюс, сопутствующие жалобы на подобное отношение, снижение самооценки и, наверное, желание, чтобы всё-таки сказали что-нибудь хорошее и поддержали меня.

И, безусловно, в ответ хочется написать что-то хорошее, доброе, потому что... Просто потому что человек в реальности не заслуживает такого отношения самого себя к самому себе. Это ведь уже какое-то самоедство получается...
Ведь, как уже сказала, обычно пишут подобное те, кто действительно уже мастер своего дела. Но при этом... то ли внутреннего осознания своего роста не произошло, то ли самооценка настолько занижена, что человеку постоянно нужна подпитка положительной оценкой извне, то ли... Да масса, конечно, может быть причин подобного поведения...

Но одно дело, когда подобного рода "выпрашивания поглаживаний" возникают в тех случаях, когда: "...ну, да, там в работе есть косяк, который я боюсь, что заметили, и поэтому работа не понравилась, вот и молчат... а я ведь всё равно старалась, поэтому о-о-очень хочется, чтоб похвали-и-и-или, а-а-а-а-а". В таком случае в принципе всё понятно и так. Есть страх разоблачения огреха в работе, вот и поднимается тревога, вынуждающая жаждать поддержки. Правда, поддерживать в таком случае не то, что не хочется, но и не надо. В противном случае, осознанно или неосознанно в человеке может закрепиться: "ну, в прошлый же раз прокатило, значит, и сейчас сойдет". А от подобной позиции ни личностного роста рукодельницы не происходит, ни уж тем более творческого.

Другое дело, когда работы действительно видно, что всегда выполняются качественно, аккуратно, с душой.., а жалобы и стенания на "непонимание, отвержение, непризнание и прочее" всё-таки имеются. В таких случаях действительно хочется сесть рядышком, взять за руку, заглянуть в глаза и сказать: "Милая, ты - большая молодец! Ты - молодец сама по себе, без оценок извне. Даже если никто никогда не скажет тебе ни одного слова про твою работу, ты сама-то ведь знаешь, что она прекрасна и замечательна. Вот и отпусти ее. Не требуй за нее оценку. Просто создала и отпусти. Если ты знаешь, что в ней есть изъяны, то это тебе - урок на будущее, чтобы впредь ты могла учесть подобные недостатки, и никогда их в своей работе не допускать. Если твоя работа достойна жить полноценной жизнью, она будет жить вне зависимости от того, расскажут тебе об этом или нет".

Главная оценка нашей жизни, наших поступков, наших мыслей, наших творений - она должна быть не в устах других людей, а в нашей собственной голове. Именно мы сами должны давать себе и главную голую ничем не прикрытую критику самих себя и главную искреннюю похвалу.

В общем, что я хотела в целом сказать?..
... адекватной нам всем самооценки! )

6 комментариев:

  1. Спасибо тебе огромное за твое мнение! Очень интересно было читать =) Про огрехи я даже не думала, честно =) А ведь правда могут такие мысли возникать =) И суть даже не в заказчиках, а тех, кому достается наша работа (открытка, блокнот и тп), мне чаще как раз на подарки ничего не говорят =) Не нужны и все тут им мои рукодельные штучки =))) Я это понимала, но принимать не хотела, а вы все мне оооочень помогли! Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  2. перешла по ссылке ...
    Наташ, вот просто отличная статья!!!
    ведь действительно мы дарим не для того чтоб нас похвалили, а чтоб доставить приятное человеку и ждать от одаряемого восхищённых возгласов, это уж...))

    ОтветитьУдалить
  3. Замечательная статья, читая поймала себя на мысли, что порой становится очень неудобно от отзывов, внимания к работам-хотя я очень рада, что они нравятся девочкам))) но стеснительность.....

    ОтветитьУдалить
  4. Самооценка вообще сложная вещь, её воспитывать и выращивать надо, холить и лееять и еще умудриться делать это всё в меру) Оооооочень сложно)
    Иногда еще отзывов хочется не похвалы ради, а общения для) Как вариант.

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья, очень правильные мысли вы написали, все правильно, могу лишь дополнить и углубить некоторые высказывания,
    да, отсутствие обратной связи это беда не только творчества (и продаж), но и всех услуг больших и малых, учебы, медицины, от мелкого бытового до супер профессионального, всего, что нас окружает, нас никто этому не учил, а молодежь нынче и подавно, никто не объясняет как важен и нужен отклик (обратная связь), которая полезна обеим сторонам, и главное на будущее, чтобы избежать ошибок и повышать уровень качества во всем, а своим умом к сожалению очень мало кто до этого доходит.
    Когда все хорошо и все довольны, то люди забывают, или не считают нужным похвалить, поблагодарить, за то что было сделано качественно. А когда результат плохой, то одним людям стыдно сделать замечание, высказать свое недовольство, а другие наоборот пускаются в другую крайность, переходят на оскорбления и бесконтрольный поток гадостей. Конечно каждый случай индивидуален, и нельзя выстроить единый алгоритм, потому как в случае плохого результата зачастую виновата не одна сторона, заказчик тоже не всегда прав, а вот тут уже искусство мастера, насколько он точно изложил правила и условия своих услуг и продаж, насколько точно оговорил все условия, уметь правильно задавать вопросы и предусматривать все варианты, потому что все люди думают, а вот высказать свои мысли очень часто забывают, отсюда всем известная фраза "...ну я думала....". Поэтому все надо фиксировать и лучше письменно виде, в смс, в электронном письме.
    Я когда не лично отдаю работу заказчику, и не вижу сразу его реакцию, то всегда стараюсь написать письмо, смс и спросить, напишите ваше впечатление, все ли вас устроило. Получить деньги не главное, более важно увидеть довольное лицо заказчика, и обязательно в ответ также его поблагодарить за его выбор и доверие к вашему творчеству. Да, для меня скрап это хобби, поэтому я не ставлю коммерцию во главу угла, но и не обесцениваю свой труд, все должно быть в удовольствие.
    Вот, коротко мои мысли, хотя еще много что можно написать на эту тему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера, большое спасибо за такое развернутое выражение Ваших мыслей! Полностью с Вами согласна. Обратная связь действительно важна в абсолютно любом деле. Но, к сожалению, далеко не многие умеют ее давать. И человек остается только именно со своими оценками от своей работы. А ведь именно взгляд со стороны помогает нам обнаружить как свои сильные, так и слабые стороны. А также помогает нам учиться их принимать, и в случае необходимости - исправлять.
      И с людьми действительно нужно говорить: задавать вопросы, обращать внимание на то, что именно нам хочется прояснить. Потому что "чтение мыслей" - штука, конечно, занятная, но нереальная :) И наши ожидания могут совсем не совпадать с ожиданиями другого человека, если мы не обговорили всё в деталях и не пришли к общему мнению. А в идеале, так и вовсе нарисовали или сделали предварительный эскиз (во всех красках и тонах). Вот тогда есть действенный шанс, что реализованный вариант устроит обе стороны. Но даже это предварительное обсуждение тоже должно сопровождаться нашим активным запрашиванием обратной связи, если мы в ней нуждаемся, задаванием интересующих нас вопросов.
      Ведь правда, хорошее человек чаще всего склонен воспринимать как должное и не считает себя обязанным говорить об этом. Зато плохое обычно гиперболизируется. Так что к любой оценке надо подходить, с одной стороны, с вниманием, но с другой стороны, с учетом валентности, полюса этой самой оценки.
      Согласна с Вами и в том, что смысл рукодельных вещей в том, чтобы приносить радость тому, кому они предназначены от того, что подарок именно персональный, сделанный специально для него, с учетом его особенностей, вкусов, потребностей и т.п. Угадали, воплотили - молодцы! Нет - надо это учесть и что-то исправить. Чтобы действительно удовольствие было получено обоими сторонами: и тем, кто делал, и тем, кто получил.

      Удалить